Российская Арктика.
История освоения
Светлана Мурашкина
Арктика (от греческого αρκτικός — северный) — северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан со всеми его островами, кроме прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Арктика охватывает арктический географический пояс и северную часть субарктического. Ее площадь около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность. Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия, Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).
Животный мир Арктики не очень разнообразен: северные олени, овцебыки, из малых — зайцы, песцы, лемминги, белые совы, вороны, тундровые куропатки; в полярных морях — тюлени, моржи, белухи и нарвалы. Многие — занесены в Красную книгу. Символ Арктики — белый медведь -в связи с нынешним потеплением и уменьшением площади льдов переживает не лучшие времена. Медведям, которые обычно проводят часть времени на дрейфующих льдинах, в связи с потеплением и сокращением площади льдов приходится преодолевать большие расстояния в поисках пищи, порою, долго плыть — в новостях нередко появляются сообщения, что медведи (в общем-то, неплохие пловцы) не выдерживают марафонских дистанций и тонут.
По общепринятым официальным источникам возраст возникновения первых поселений в Арктике — 10 тысяч лет до н. э. (возникновение на дальневосточном Севере протоэскимосской культуры). По непринятым — еще 30-15 тысяч лет до н. э. климат Арктики был теплым и мягким, и именно здесь, в Арктике располагалась страна Гиперборея (дословно: находящаяся за Бореем — за северным ветром) — родина нашей цивилизации…
Так или иначе, люди тысячелетиями жили на берегах холодных северных морей, полностью обеспечивая свое существование за счет окружающей природы и находясь в гармонии с ней. На памяти современного человека Арктика — это почти всегда и везде суровая ледяная пустыня, куда надо во что бы то ни стало добраться: пешком, на собаках, лыжах, на коче, ледоколе, на вертолете, самолете, дирижабле, воздушном шаре, а потом геройски выживать и, еще лучше, возвратиться на родину с победой.
Возвращаться удавалось не всем. Отчеты и рассказы об экспедициях изобилуют заметками: «погибли, не дошли, пропали без вести, не вернулись…». Останки многих, пропавших в белой пустыне, замерзли, и хорошо, если стали частью ледника… История арктических экспедиций полна трагедий и «белых пятен». Даже открытие Робертом Пири Северного полюса в 1909 году ставится под сомнение. Географические названия Арктики — это в большом количестве фамилии исследователей и имена царственных особ: Анжу, Баренц, Беринг, Вилькицкий, Врангель, Де Лонг, Лаптев, Норденшельд, Челюскин, Франц-Иосиф, Георг, Александра.
Северный морской путь (СМП).
В освоении северной части Советской Арктики большую роль сыграл Северный морской путь: идея, исследования, организация, обеспечение, поддержка этой судоходной магистрали, проходящей вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющей европейские и дальневосточные российские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Преимущества использования СМП очевидны: этот путь почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток — от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14280 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды — 29400 км.
Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения — 5610 км; протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако очевидны и сложности, связанные с судоходством в высоких широтах: долгая, суровая зима, и почти нет лета; льды, которые до конца не разрушаются даже в самые теплые месяцы. Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов.
История Северного морского пути начинается с первых плаваний поморов в XI-XIII веках, а идея практического использования СМП (до начала XX века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Освоение морского побережья и арктического мореплавания велось также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семена Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Вклад в изучение проблемы внесли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга; высокоширотная во главе с Василием Чичаговым; Северо-восточная Джозефа (Иосифа) Биллингса — Гаврилы Сарычева; Усть-Янская и Колымская под руководством Петра Анжу и Фердинанда Врангеля; новоземельские Федора Литке, Петра Пахтусова и Августа Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.
С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Преодоление трудностей во все времена было свойственно полярным исследователям и мореходам, а также русским людям. В нашей стране это качество особенно восторжествовало после Октябрьской революции 1917 года, и планомерное освоение Северного морского пути было объявлено неотложной народно-хозяйственной задачей. С 1921 года успешно осуществляются советские Карские экспедиции, а с 1923-го -Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с Отто Юльевичем Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав, тем самым, реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) еще раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935 года.
В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути.
В последующие годы управление проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям. В 30-е и 40-е годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения.
Современное состояние Северного морского пути — неоднозначно. С одной стороны, главная транспортная магистраль севера переживает серьезный кризис, из-за недостатка средств стареет флот Северного и Мурманского морских пароходств — основных перевозчиков Заполярья, не хватает ледоколов, неудовлетворительно техническое состояние портового хозяйства, систем навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания, судоходных путей и т.п. С другой — непомерные портовые сборы (вынужденные расходы на дноуглубление, строительство и реконструкцию причалов, которые перекладываются на судовладельцев и предпринимателей). А также значительное потепление (рекордное и повторяющееся за последние три года) ставит под сомнение необходимость ледокольной проводки, по крайней мере, в самое благоприятное — летнее время…
Полярные дрейфующие станции «Северный полюс» («СП-1» — «СП-34»).
Освоение Северного морского пути, прогноз метеорологической ледовой обстановки требовали работы сети полярных станций. Было совершенно ясно, что интересы мореплавания и воздушного сообщения в Арктике диктовали необходимость изучения таких геофизических явлений, как магнитное поле Земли, ионосфера, полярные сияния. Только редкая цепочка полярных станций на побережье и на некоторых островах Арктики занималась исследованиями гидрометеорологического режима Северного Ледовитого океана. При этом собственно Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв.км оставался неизученным «белым пятном».
В Арктическом научно-исследовательским институте — ныне ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет) — в то время уже существовал замысел исследований Арктики с помощью дрейфующих станций и авиации. Эта идея была созвучна времени героизма и развития авиации. В 1936 году было принято решение правительства об организации научной станции на дрейфующих льдах. На следующий год после подготовки береговых баз специальная экспедиция Глав-севморпути под руководством Отто Шмидта приступила к организации первой в истории полярных исследований дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-1» («СП-1»). 21 мая 1937 года первый тяжелый самолет «ТБ-3», управляемый полярным летчиком Михаилом Водопьяновым, совершил посадку на дрейфующий лед в районе Северного полюса. Первая советская дрейфующая станция работала 9 месяцев. Прошла около 2500 км от Северного полюса в южную часть Гренландского моря. Здесь 19 февраля 1939 года она закончила свою работу и была снята на ледокольные суда. Иван Папанин, Петр Ширшов, Евгений Федоров, Эрнст Кренкель — герои на все времена. Очевидно, что только одна станция, ограниченная маршрутом вынужденного дрейфа, не может в короткий срок обследовать огромную площадь Центральной Арктики. Стала разрабатываться идея оперативных высадок самолетом — от нескольких часов до нескольких дней — на льдины.
В марте того же года экспедицией на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» были совершены три посадки на дрейфующий лед в районе Полюса относительной недоступности и выполнены геофизические и океанологические работы. Это было начало широких научных исследований Центральной Арктики. Прерванные из-за Второй мировой войны, работы восстановились в 1948 году. Каждая экспедиция включала несколько отрядов, состоящих из небольших групп. В 1948-50 годах во время высокоширотных воздушных экспедиций были выполнены обширные геофизические и океанологические исследования на большой территории Арктического бассейна, совершены важнейшие географические открытия XX века-хребты Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, изучены основные черты подводной топографии Арктического бассейна. Недостатки — кратковременный характер, короткий сезон: апрель-май, точечность. Необходимы были регулярные круглогодичные наблюдения, постоянная ледовая разведка на трассе Северного Морского пути. Поэтому в апреле 1950 года по решению Советского правительства на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана, примерно в 600 км к северо-востоку от острова Врангеля организована дрейфующая научно-исследовательская станция «СП-2». Через год, когда станцию сняли со льда, она продвинулась на 640 км в северном направлении, пройдя более 2500 км по весьма извилистому пути дрейфа. После всего этого было решено организовать постоянно действующие научно-исследовательские станции на дрейфующих льдах. В 1954 г. возобновлены после трехлетнего перерыва работы по исследованию Арктического бассейна. В марте-мае на большой акватории проводила комплексные исследования Шестая высокоширотная воздушная экспедиция «Север-6». Экспедиция организовала 2 дрейфующих станции СП-3 и СП-4. С этого года и до апреля 1991 года на льдах Центральной Арктики непрерывно работали по 2 дрейфующие станции и ежегодно действовала одна высокоширотная воздушная экспедиция.
На Большую Землю регулярно передавались сведения о погоде, состоянии высоких слоев атмосферы, вод и льдов океана.
В 80-х годах изменилась техническая оснащенность экспедиций, они стали носить комплексный характер: полярная океанология, метеорология, ледоведение, геофизика, охрана окружающей среды. Работа научно-исследовательских дрейфующих станций успешно продолжалась до 25 июля 1991 года, когда последняя станция «СП-31» была закрыта.
К 65-летию полярных станций «Северный полюс» в ААНИИ, где осуществлялись координация и значительная часть обеспечения исследований, была подготовлена статистика — из первых рук.
С 21 мая 1937 года по 25 июля 1991 года в Северном Ледовитом океане проводили научные исследования 88 смен коллективов дрейфующих станций. Общая продолжительность дрейфа станций СП составила 29726 суток. Льдины прошли в дрейфе 169654 км со средней скоростью дрейфа 71 км в сутки. В годовых циклах исследований приняло участие 2009 человек. За весь период выполнено 211383 синоптических срока, 3366 глубоководных гидрологических станций с определением температуры и солености на стандартных горизонтах, отобраны десятки тысяч проб и проведены различные анализы. Взято 727 проб грунта, измерено 47070 глубин океана. Проведена 105191 серия измерений потоков прямой, суммарной, рассеянной, эффективной радиации и радиационного баланса. Запущено 32859 аэрозондов. Кроме «стандартных» программ на дрейфующих станциях выполнен большой объем специальных исследований: наблюдения за тонкой структурой океанических вод, выполнены определения теплообменных характеристик между океаном и атмосферой через лед различной толщины, исследована подводная топография морского льда, оценена динамика подледного слоя воды, выполнены исследования волновых процессов в слое верхнего термоклина и во льду.
После 12-летнего перерыва Государственный флаг России был вновь поднят в Центральной Арктике 26 апреля 2003 года на первой российской дрейфующей станции «СП-32». Цель — научные исследования и наблюдения за погодой, одна из задач экспедиции — изучение процессов изменения климата. За десять месяцев станция продрейфовала 2750 км.
29 мая 2006 завершила свою работу российская дрейфующая полярная станция «СП-34». Полярники-исследователи провели на льдине больше восьми месяцев, преодолев в Арктике 1100 км.
Международный полярный год 2007-2008.
В 2007 году исполняется 125-летие Первого международного полярного года (1882-1883), 75 лет со дня проведения Второго полярного года (1932-1933) и 50-летие с Международного Геофизического года (1957-1958). Это — эпохальные проекты, во время которых исследователями всего мира проведено огромное количество серийных и уникальных скоординированных исследований полярных стран. Однако с тех пор достаточно много воды утекло (и льда растаяло)… Настало время вновь объединить усилия. Итак, по инициативе России, международным сообществом принято провести новый МПГ, первый в XXI веке. МПГ 2007-2008 — это международная программа координированных, междисциплинарных научных исследований и наблюдений в полярных регионах Земли.
Помимо научных целей ставятся задачи привлечь и развить следующие поколения полярных ученых, инженеров и специалистов по логистике; возбудить, привлечь интерес школьников, студентов, общественности, а также людей, принимающих решения по развитию полярных территорий.
Официальный период МПГ — с 1 марта 2007 по 1 марта 2009 года. Это даст возможность провести наблюдения во все сезоны и отработать два летних полевых сезона в каждом полярном регионе. Географический охват — примерно от 60 градусов по широте к полюсам, как Северному, так и Южному.
Уже в январе 2006 года в Северном Ледовитом океане начата реализация комплексного европейского проекта DAMOCLES (Developing Arctic Modeling and Observing Capabilities for Long-term Environmental Studies) — «Развитие возможностей моделирования и средств наблюдения для долговременного изучения окружающей среды Арктики». Проект выполняется в рамках 6-й рамочной программы Европейской комиссии «Глобальные изменения и экосистемы». Продолжительность проекта 4 года (2005-2009), а его финансирование по линии Европейского Сообщества (ЕС) составляет около 17 млн евро. DAMOCLES — основной вклад ЕС в Международный полярный год (2007-2008). В рамках проекта свои исследовательские усилия и национальные ресурсы объединили более чем 100 экспертов в области изучения Северного Ледовитого океана из 45 организаций 11 стран ЕС и России. Проект предусматривает координацию своих исследований с другими крупномасштабными арктическими проектами, осуществляемыми или планируемыми к реализации в Северной Америке (США, Канада) и Азии (Япония, Китай и Корея). От России в проекте DAMOCLES участвуют государственный научный центр «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт», Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии наук (ИОРАН) и несколько других организаций.
При реализации проекта в Северном Ледовитом океане будет развернута долговременная система комплексных измерений и прогноза состояния океана, призванная оценить и предсказать риски и последствия, связанные с такими возможными экстремальными климатическими явлениями, как, например, исчезновение морских дрейфующих льдов в Центральном Арктическом бассейне летом.
Наблюдения последних лет показывают уменьшение распространения дрейфующих морских льдов Северного Ледовитого океана и уменьшение их средней толщины. Все современные климатические модели предсказывают исчезновение многолетнего морского льда в Центральном Арктическом бассейне в течение нескольких следующих десятилетий или даже ранее. Если признать эти предсказания обоснованными, то остается неясным, тем не менее, когда именно это исчезновение произойдет и какие региональные и глобальные последствия это будет иметь для климата Земли. Группа полярной океанологии ИОРАН взялась в рамках DAMOCLESa провести ряд исследований на основе имеющейся коллекции исторических океанографических данных, а также подготовить и установить на дрейфующем льду Арктики две из 18 запланированных автономных измерительных платформ. Эти платформы будут снабжены комплексом датчиков для измерения параметров приледной атмосферы и океана, а также системами спутниковой связи и навигации.
Арктика — чья?
В отличие от Антарктиды, которая, согласно запротоколированным международным договоренностям, является «территорией мира», Арктика сегодня — арена начинающихся, а в перспективе, возможно, острых разногласий между странами, чья территория лежит на берегах Северного Ледовитого океана.
В настоящее время Арктика разделена на 5 секторов: российский, американский (США), канадский, норвежский и датский. Границы этих секторов сходятся к Северному полюсу как к международно-признанной нейтральной точке. Эти сектора не имеют значения полноценных национальных территорий (хотя в Советской России по постановлению правительства 1926 года на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону). Недавно Дания представила в Международный суд ООН и другие международные юридические структуры документы, по которым она заявляет свои права на включение Северного полюса в свои границы. Территориальное размежевание в Арктике повлечет проблемы. Причина- ресурсы: добыча промысловых рыб, а главное, запасы нефти и газа на континентальном шельфе, не до конца еще разведанные.
Россия заинтересована в присутствии в Арктике по научным, экономическим, стратегическим причинам. Это метеосводки из «кухни погоды»; обеспечение самых коротких, трансполярных авиамаршрутов, связывающих Европу с США и Японией; информация о ледовой обстановке для судов, идущих через Баренцево и Карское моря по Северному морcкому пути. В Арктике проходит почти 16 тысяч километров государственной границы Российской Федерации.
Архивная статья из № 6 (48) за 2006 г.
Источник: http://www.octopus.ru/index.php/articles/58
Российские и советские имена на географических картах мира, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Идея концепции проекта, разработка и подготовка основных документов проекта, дизайн,контент, вёрстка сайта сайта - Коновалов К.Г. 2016. ©