Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Арктика. Бескрайняя ледяная стихия. Закованные в лед моря, гигантские айсберги, не вернувшиеся в порт назначения — и вмерзшие во льды корабли, занесенные снегом поселки, провисшие под тяжестью инея провода. Край мороза и пурги. Край, враждебный человеку, привыкшему к домашнему теплу и уюту. Древние населяли его воображаемыми созданиями с козлиными бородами и копытами. Спустя века этот край назвали гостеприимным за то, что он предоставил человеку возможность познать пределы своих сил и проявить свое мужество в борьбе с суровой природой.
Столетиями складывалась история полярного края. История героизма и мужества — во славу гордого и непобежденного человека, во имя его самоутверждения на земле. История эта изложена в толстых книгах, в мемуарах путешественников, в пергаментных манускриптах и пожелтевших листках бумаги, в полевых дневниках и отчетах экспедиций, хранящихся на полках библиотечных шкафов и стеллажах архивов.
Но есть и другая история Арктики — в граните и каменных пирамидах, в памятных надгробиях и обетных крестах, в заброшенных стоянках на далеких островах, в тундре и на побережье Северного Ледовитого океана. Это — важнейший исторический источник.
Особая роль в освоении Арктики принадлежит жителям Русского Поморья, зачинателям арктического мореплавания и судостроения, начавшим наступление на Арктику около тысячи лет назад.
С побережья Белого моря в 1032 г. отправилась первая морская экспедиция новгородского воеводы Улеба к проливу, ведущему в Карское море. В Беломорье были заложены первые суда, предназначенные для плавания в высокие широты — на Шпицберген и Новую Землю. В очень давние времена поморы проложили вдоль побережья Евразии Мангазейский морской ход, связавший Европу с Азией.
В наши дни с участием поморов, жителей Архангельска и Мурманска, проложен Великий Северный морской путь.
В течение тысячи лет поморы вели зверобойный и рыбный промысел в Белом море, в бухтах и заливах арктических островов. Обетные кресты и могильные знаки на арктических -просторах — свидетельства их подвигов.
Начиная с XVIII в. дело освоения Арктики берут в свои руки люди, получившие образование в Морской академии, а затем и ученые. На штурм Арктики направляются и исследователи Запада; на островах Северного Ледовитого океана немало памятных знаков, свидетельствующих о героизме и трагедиях, разыгрывавшихся там.
Поэтому важно, чтобы современные исследователи Арктики знали о них.
К сожалению, научного описания многие из рассматриваемых в книге памятных знаков пока не имеют. Чтобы выполнить такую задачу, необходимо было бы снарядить десятки экспедиций на далекие полярные острова и побережья. Поэтому в книге нет... систематического описания современного состояния памятных объектов.
В последние годы благодаря исследованиям советских гидрографов, работающих в морях Северного Ледовитого океана, удалось выявить почти все «нерукотворные» памятники — топонимы, мемориальные географические названия (см. книгу С. В. Попова и В. А. Троицкого «Топонимика морей Советской Арктики», изданную в 1972 г. Географическим обществом СССР и Гидрографическим предприятием ММФ СССР).
В наши дни принимаются действенные меры по поддержанию памятников и памятных знаков. Инструкция по выявлению, первичному учету и охране памятников истории и культуры, направленная на все полярные станции, неукоснительно выполняется. Как показывают сообщения с мест, на островах и побережье Северного Ледовитого океана, в районах Крайнего Севера тщательно охраняются и реставрируются все важнейшие памятные объекты. Большую роль в этом важном деле играют инициатива и живое участие молодежи.

 

Предисловие к книге "По следам полярных экспедиций"
Белов М. И.
Гидрометеоиздат, 1977 

 

 

 

 

 

 


 

 

Источник: 
http://www.polarpost.ru/Library/Belov-Po_sledam/text-po_sledam_expediciy-01.html

 

 


" ПО СЛЕДАМ ПОЛЯРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ" 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Список памятных знаков и памятников освоения Cоветской Арктики (с картой):
Евразийское побережье Северного ледовитого океана
Острова и архипелаги
Карта-схема русских становищ на архипелаге Шпицберген (gif)
От Автора

Часть I
На евразийском побережье северного ледовитого океана
Штурм Таймыра
На встречу Солнцу
Часть II 
На архипелагах и островах
Грумант - батюшка
Самый северный архипелаг страны Советов
Путешествия в страну Каменного Пояса
На Земле XX века
"Мамонтовые" острова
Между двумя материками
Командоры

 

Читать он лайн:  http://www.polarpost.ru/Library/Belov-Po_sledam/text-po_sledam_expediciy-01.html

БЕЛОВ Михаил Иванович 
(21 ноября 1916, деревне Старое село Тверской губернии— 27 июня 1981, Ленин-град), 
историк, доктор исторических наук.
В 1941 окончил Ленинградский университет, в 1947 аспирантуру того же университета. Участник Великой Отечественной войны. 
С 1947 работал в Арктическом и антарктическом НИИ. Изучал историю мореплавания и географических открытий в Северном Ледовитом океане, историю русского судостроения допетровской эпохи. 
Выявил значительное количество новых архивных материалов о землепроходческом движении в Сибири в XVII в. В 1968—70 и 1973 руководил археологической экспедицией, исследовавшей Мангазею. 
На основании архивных материалов установил приоритет С. Дежнёва в открытии пролива между Евразией и Америкой и приоритет Ф. Ф. Беллинсгаузенав открытии Антарктиды.
Автор более 250 научных работ по истории открытия и освоения Северного морского пути.

 ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ И ПАМЯТНИКИ ОСВОЕНИЮ АРКТИКИ 

НА ЕВРОАЗИАТСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ, АРХИПЕЛАГАХ И ОСТРОВАХ
 СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА 
Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

РОССИЙСКИЕ И СОВЕТСКИЕ ИМЕНА 

 НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ МИРА, 

МИРОВОГО ОКЕАНА, АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Российские и советские имена на географических картах мира, Мирового океана, Арктики и Антарктики. 
Идея концепции проекта, разработка и подготовка основных документов проекта, дизайн,контент, вёрстка сайта сайта - Коновалов К.Г. 2016. ©